О поэме Андрея Белого «Глоссолалия»

В самый разгар русской революции, в 1917 году, в Царском Селе, пишет Андрей Белый (1880–1934) свою поэму «Глоссолалия». В этой «поэме о звуке» автор раскрывает сущность человеческой речи. Вдохновленный космогоническими представлениями Рудольфа Штейнера, он дает глубоко осмысленный и высокохудожественный образ возникновения мира из звука, эволюции мира как воплощения изначальных, творящих сил Слова.

Поэт стремится проникнуть в тайны языка, в глубинные его пласты, где нет ещё ни образов, ни понятий. Слово — земля, лава, пламень. Поверхность его покрыта облаком метафор, нужно рассеять этот туман и переступить за порог: в мироздание слова, где нет ни мысли, ни образа — одна пустая безводная твердь, но дух Божий носится над ней. С помощью антропософского «Тайноведения» А. Белый творит мифологию звуков — один из самых фантастических своих вымыслов. Глоссолалия — поэтическая сказка о милой стране Аэрии. (Из книги К. Мочульского «Андрей Белый», Париж, 1955 г.)

Несмотря на глубокий, духовно-научный подход к созданию «Глоссолалии», А. Белый указывает: «Глоссолалия — импровизация на несколько звуковых тем, а не теория, собирающаяся кому-то что-то доказать; образные импровизации мои суть модели для выражения нами утраченной мимики звуков. Что мимика эта в нас вспыхнет и осветится сознанием, в это я твёрдо верю». ( А. Белый, «Глоссолалия»)